VIVA EL TANGO




Буэнос Айрес Авеню де Майо 1894г.

Буэнос Айрес Авеню де Майо 1894г.

В последние годы ХIX столетия Европа была опустошена войнами, голодом и экономической неопределенностью. Небольшие перспективы и слабая надежда на стабильную жизнь на земле, где они родились, заставляли людей покидать свою родину и отправляться в Южную Америку в поисках лучшей доли. Многие сотни тысяч иммигрантов высадились в новой федеральной столице Аргентины порту Буэнос-Айрес на Рио де ла Плата. Несмотря на высокий уровень процветания в Аргентине в то время, жизнь иммигрантов была вовсе не сладкой. Они вынуждены были жить в убогих окраинах города, зарабатывая на хлеб тяжелым трудом. Однако это не останавливало потоки прибывающих и к 1914г. они превосходили по численности коренных жителей Буэнос-Айреса в соотношении 3:1. Около половины иммигрантов были итальянцами, и около трети — испанцами. Старый портовый район Буэнос-Айреса — Ла Бока, где осело много итальянцев — колоритный остаток итальянского вклада в историю Аргентины и танго.

Жилище иммигрантов Conventillo 1908г

Жилище иммигрантов Conventillo 1908г

К пришествию иммигрантов уклад жизни знаменитых аргентинских ковбоев гаучо исчез, таким образом, имидж, созданный Рудольфо Валентино в голливудских фильмах о танго является ошибочным. Как бы там ни было, в дни, когда гаучо странствовали прериями новости разносились так называемыми «пайадорес», которые были чем-то вроде странствующих менестрелей, импровизирующих песни на текущие темы. Из этих песен произошел стиль песни, а затем и танца, названный Милонга, пользовавшийся огромной популярностью в Буэнос-Айресе, преимущественно среди беднейших классов.

Танго демонстрируют Папе Пию Х, после чего он предал танго анафеме.

Танго демонстрируют Папе Пию Х, после чего он предал танго анафеме.

Появление имени Танго окутано тайной и вряд ли когда нибудь найдется окончательная версия происхождения этого слова. Кубинская Хабанера, испанская Контраданза, афро-аргентинская Кандомбе все повлияли на эволюцию танго но ни один танец не повлиял так, как Милонга. Милонга означает «вечеринка» или «праздник» и музыка была живая, быстрая и радостная. Из других танцев, в т. ч. и вышеназванных, заимствовались некоторые движения и адаптировались к Милонге, прокладывая путь к варианту Танго-Милонга.

Тяжелые условия жизни иммигрантов накладывали отпечаток и на культуру, создаваемую ими. Отчаяние, разочарование, грусть, ностальгия, страстное желание, надежда и стремление — все это изливалось в песню. Страсть песни требовала дальнейшего выражения в танце и это было сделано в бедных кварталах Буэнос-Айреса, где родилось Танго — танец, в котором есть напряженность и драматизм в отличие от беззаботной Милонги.

Иммигранты высаживаются в порту Буэнос Айреса

Иммигранты высаживаются в порту Буэнос Айреса

Большинство иммигрантов в Аргентину были молодыми мужчинами, которые в конце концов превзошли женщин по численности в соотношении 50:1 или, по другим источникам, 30:1 (вот это конкуренция!). Эти молодые мужчины были частыми посетителями «академияс» (от «танцевальная академия») и «прегундинес» — бедных кафе, где официантки могли быть взяты напрокат для танцев. Соответственно, чтобы привлечь женщин, для мужчин было важно стать хорошими танцорами. Танго приобретает вкус запретного плода, а мужчины, которые могли танцевать его хорошо и поэтому имевшие выбор женщин приобрели имидж «мачо».

При отсутствии настоящих танцевальных академий мужчины учили друг друга Танго, обмениваясь шагами и практикуясь вместе, упражняясь в своих навыках, чтобы привлекать женщин. Освобожденные от обычаев европейских танцев, мужчины придумывали очень практичные и часто уникальные способы искусного ведения женщин. Женщины иногда также танцевали вместе, поддразнивая и соблазняя мужчин.

Таким видели танго дамы из высшего общества. (Почтовая открытка 1910-1913гг., Европа)

Таким видели танго дамы из высшего общества. (Почтовая открытка 1910-1913гг., Европа)

Всеобщий избирательный закон 1912 г. дал новую свободу для людей и движущую силу для Танго. С этих пор не только низшие классы хотели танцевать Танго. Стало модным среди высшего общества устраивать вечеринки танго, и салоны танго были быстро основаны в районах Буэнос-Айреса, где жили представители высших классов. Молва о танго вскоре распространилась из Южной Америки до Нью-Йорка, Лондона и Парижа, где чаепития под танго стали предметом повального увлечения. Бескомпромиссный и дерзкий характер танго поместили его в неминуемый конфликт со властными фигурами. В Париже кардинал Аметт провозгласил: «Христианам не следует по совести принимать участие в этом», а на следующий год Папа Бенедикт XV выразил недовольство:»Это возмутительно, что этот непристойный, языческий танец, который является убийством семейной и общественной жизни, танцуется уже в резиденции Папы». В 1914 г. кайзер Вильгельм II запретил своим офицерам танцевать танго в униформе, описав танец как «похотливый и оскорбляющий общественное приличие». Однако ничего не могло остановить триумфальное шествие танго и в начале 20-х оно вошло в свою золотую эру. В Буэнос-Айресе популярность танго достигла беспрецедентных высот.

Компадритос

Компадритос

Военный переворот в сентябре 1930 г. в Аргентине ввел период временного правительства, в течение которого власти, озабоченные контролем любой возможной критики, начали запрещать любые танго, содержащие какие-либо косвенные намеки на политику или песни о социальной несправедливости. В Старом Свете аргентинское танго, несмотря на популярность, не согласовывалось с давними европейскими представлениями о танцевании и первоначальный стиль был быстро и безжалостно изменен. Были введены шаги, чтобы сделать продвижение по кругу, а соблазнительный характер танго был подавлен быстрым, резким, агрессивным битом. Ударные инструменты, не использующиеся в классическом аргентинском оркестре вышли на передний план. Пара больше не смотрит друг на друга и тлеющая страсть настоящего аргентинского танго была изъята из его таинственнной и соблазнительной природы ради парадного шествия по кругу в стиле показном, маршеподобном, начисто лишенном интимности.

Танцы в Патио де лос Малевос, 1900е

Танцы в Патио де лос Малевос, 1900е

В течение 50-х танго пришло в упадок. Экономика Аргентины переживала кризис, иммигранты осознали себя аргентинцами и силы, которые питали танго в период его зарождения больше не выполняли своей роли.

В 60-е музыканты и композиторы экспериментировали с новым стилем танго «эль нуэво».

В 80-е интерес к танго начал возрождаться благодаря крупномасштабным постановкам гастролирующих по миру трупп, и в настоящее время танго снова переживает бум, приобретая новых и новых поклонников.